Зачатки минойской культуры

Древнейшие следы человеческой деятельности на Крите относятся к VII тысячелетию до н.э. и связаны с ранненеолитической культурой. Своим развитием Крит был обязан поселившимся на острове пришельцам из Малой Азии. Одновременно с этим рос спрос на продовольствие, вызванный ростом численности населения Крита, жившего сначала в пещерах (позже они стали местом культа), а затем в поселениях, состоявших из небольших домов (рис. 2). В это время зародилось земледелие и возросло значение скотоводства. По мере развития материальной культуры менялась организация родовой общины; все большую роль в жизни племени играли мужчины. Формируется прослойка вождей и жрецов, обязанности которых заключались не только в организации снабжения пищей и обороны, но также в удовлетворении духовных потребностей, выражавшихся в культовых обрядах и художественном творчестве. Это последнее было относительно мало развито и ограничивалось скромным декором керамики, а также культовыми статуэтками нескольких видов. К наиболее интересным принадлежит прекрасная женская фигурка, носящая восточные черты, что выражается в передаче формы головы и разреза глаз. В конце неолита экономическое развитие общества привело к важным хозяйственным переменам и создало благоприятную почву для распространения нового открытия -выплавки меди. Это последнее вызвало не только переворот в системе производства, но и его организации. В раннеминойский период появляются зачатки городских поселений (рис. 3), а первые постройки дворцового типа свидетельствуют о процессе концентрации власти в резиденциях вождей, росте неравенства среди населения и возникновении двор-цово-городской структуры общества. Не прекращается приток новых групп населения, прежде всего индоевропейских, родом из Малой Азии; на острове появляются также пришельцы из Ливии. Складываются местные обычаи; к наиболее интересным явлениям принадлежит возведение больших круглых в плане гробниц-толосов, особенно частых в долине Мессары (рис. 4), имевших, по-видимому, плоские или сводчатые перекрытия. Возможно, что к этим древним перекрытиям восходят формы, встречаемые в современном народном зодчестве Крита в районе массива Ида. В это же время возникают некрополи, которые со временем превращаются в настоящие города мертвых, о чем ярко свидетельствуют открытия в Арханесе.

Карта острова Крит

Рис. 1. Карта Крита
А - Арханес, Ап - Апесокари, АТ - Агиа Триада, ЭЗ - Эпано Закро, Г - Гази, К - Катсаба, Ка-Карфи, Кам - Камилари, М - Мелидони, П - Пиргос, Пл - Платанос, С - Склавокамбос, Т-Ти-лиссос, В - Василики, ВА - Василики Аноя, Ват - Ватипетрон

В III тысячелетии формируется также художественное течение, называемое минойским. До нас дошли лишь немногочисленные произведения пластики, отличительной чертой которой являются небольшие размеры и исключительно высокие художественные качества. Характерным примером является найденная в Миртосе глиняная фигурка богини с кувшином; заметный отход от натуралистической передачи пропорций тела будет типичен для мелкой пластики до конца эпохи бронзы. Выразительность формы подчеркивает здесь расписной декор, построенный преимущественно на контрастном сочетании цветов. О любви к такого рода гамме наглядно свидетельствуют часто встречающиеся каменные сосуды; естественный узор камня гармонирует здесь с тонко продуманной формой, иногда близкой египетским образцам. В керамике же, где неолитическая традиция была жива вплоть до раннеминойского периода, преобладали темные тона. Сосуды украшались простыми линейными узорами. Этот стиль носит название Пиргос-стиля; оно происходит от названия пещеры, где были найдены многочисленные образцы керамики такого типа.

Неолитический дом в Кноссе

Рис.2. Неолитический дом в Кноссе 1, 2. Ямы для припасов 3. Ложе 4. Отвересдля дыма

Два дома в Василики

Рис. 3. План двух домов в Василики

Гробница в Апесокари

Рис. 4. Реконструкция и план гробницы в Апесокари по С. Гуду 1. Алтарь 2. Камера со столбом

Полный разрыв с неолитической традицией знаменует появление керамики стиля Василики, получившего наименование от деревни, расположенной в восточной части Крита, а также многочисленные образцы более скромной керамики, как, например, сосуды из Миртоса. Вершиной развития декора раннеминойской керамики является стиль Камарес, названный по месту одной из ранних находок сосудов такого типа, обнаруженных в пещере близ современного селения Камарес. Наконец, важной областью искусства, достигшей высокого уровня в рассматриваемый период, являются печати, делавшиеся преимущественно из мягких материалов, из камня и слоновой кости (рис. 5, 6). Эти миниатюрные произведения ми-нойского искусства, массово изготовлявшиеся во II тысячелетии до н.э., отличаются большой оригинальностью композиционных решений.

богиня на вершине горы

Рис. 5,6  Изображение на минойской печати: богиня на вершине горы. Изображение на золотом перстне-печати: культовая сцена в святилище

Культура дворцов Крита

Rambler's Top100