Придворное искусство Крита

Одним из крупнейших достижений эпохи Старых дворцов является керамика стиля Камарес, расцвет которой падает на XVIII век до н.э. Она поражает смелостью композиции, подлинным совершенством форм и живостью красок. Изготовление полихромных сосудов началось значительно ранее и первые образцы его появились уже в эпоху неолита. В средне-неолитический период, т.е. в V тысячелетии до н.э. блестящая полированная поверхность сосудов - черных, коричневых или серых украшалась орнаментом в виде врезанных линий, инкрустированных белой меловой пастой или - реже - красной, что производило впечатление многоцветности. В раннеминойский период колористические эффекты - еще в скромном масштабе - появляются в группе стиля Василики. Эти сосуды отличаются выразительностью формы; удлиненные сливы кувшинов свидетельствуют о воздействии малоазийских образцов. «Пятнистый» декор (тоШеё) производит впечатление поли-хромного, хотя здесь применены всего лишь два цвета - светлый тон фона и красный рисунок ангоба. Полихромия сосудов была результатом неравномерного обжига в гончарной печи; при соприкосновении с догорающими щепками на сосудах образовывались пятна разных оттенков - от серо-черных, бледнорозовых до фиолетово-розовых. Таким образом выдающимся достижениям керамики стиля Камарес предшествовал долгий период экспериментов.
Керамика стиля Камарес отличается красочностью, - исключительной в кругу средиземноморских культур рассматриваемого периода. Эта керамика, производством которой занимались дворцовые мастерские, была одним из ярких проявлений расцвета придворного искусства. Ее отличает необычайное разнообразие: некоторые сосуды, а прежде всего миниатюрные чашечки из-за легкости и тонкости своих стенок получили название «яичных скорлупок» (姧 8пе11), иные, например, сосуды для воды и вина, имели толстые стенки; одни были скромными, другие чрезмерно богатыми, перегруженными орнаментикой, как, например, вазы для фруктов. Эти сосуды украшались не только росписью, но и пластическими элементами, накладываемыми на поверхность сосуда; иногда отдельно сформованные детали (например, большие цветы) прикреплялись к ножке или тулову сосуда. Красивейшие и совершеннейшие образцы керамики стиля Камарес отличает тесная связь декора с формой сосуда, - мотивы росписи идеально сочетаются с формой керамического изделия. Элементы живой природы критские художники претворяли в геометрические узоры, а стилизация растительных мотивов настолько сильна, что иногда они становятся почти неузнаваемыми. Геометризованные растительные узоры ветречаются очень часто, гораздо реже мы сталкиваемся с фигурой человека, как правило сильно упрощенной. Богатство декора было результатом причудливого сочетания простых орнаментальных мотивов - спиралей, завитков и т.п. Кроме сложного декора, была распространена также простая орнаментация, ограничивающаяся повторением одного или двух основных элементов.
Мотивы вазописи, а прежде всего более сложного, насыщенного внутренней динамикой декора, поражают ритмизацией плавных, как бы извивающихся линий. Художники умело применяли цвет, усиливая с его помощью эффект общего решения. Иногда они прекрасно использовали естественный цвет глины, иногда покрывали черной поливой чуть ли не всю поверхность сосуда, на фоне которой часто выделялась белизна завитков спирали, оживленная оранжевыми и желтыми деталями разных оттенков.
Стиль Камарес-это единственный в древности вид искусства, неожиданно оказывающийся чрезвычайно близким современному - мы имеем в виду абстрактное течение, возникшее четыре тысячи лет спустя, в том числе столь популярный недавно появив-шийсяИш-арт.
Крупнейшим достижением придворного искусства была еще одна область художественного творчества - стенная роспись. Первоначально, в раннеминойский период, стены, а иногда и полы домов покрывались красной или коричневой краской, о чем свидетельствуют находки, обнаруженные в Василики и Миртосе. Простые геометрические мотивы, наносившиеся красной и белой краской, были распространены еще несколько сот лет спустя после сооружения первых дворцов. Только после 2000 года в период расцвета дворцового строительства стенная живопись постепенно достигает настоящего совершенства. Вершиной ее развития являются 1700-1450 годы до н.э.
Фресками украшались главным образом дворцы и виллы, прежде всего те, которые сооружались в Кноссе, Агиа Триаде, Амниссосе, на острове Псира; здесь сохранились небольшие, но очень важные фрагменты росписей, позволившие благодаря усилиям ученых и техническому мастерству реставраторов объединить их в единое логическое целое. Стены украшались не только крупномасштабными росписями, но и миниатюрными изображениями.


Особо следует подчеркнуть сомобытность и своеобразие минойской живописи, потому что с точки зрения техники и некоторых сюжетов критские мастера многим обязаны египетским произведениям искусства. В необычайно разнообразной тематике росписей сказывается, в частности, характерное для миноиских художников чувство живой природы и дар ее наблюдения - на стенах резиденций они с любовью запечетлевали мир птиц и четвероногих обитателей дворцовых садов и окрестностей, окружавших город. Критских живописцев влекла к себе именно природа - в отличие от греков классического периода, интересовавшихся в первую очередь человеком, его телом и пропорциями. Тем не менее для минойского времени характерен не только интерес к природе. На стенах различных помещений изображались сцены из повседневной жизни - религиозные торжества, придворные, дворцовые церемонии и т.д. Случайно ли, что среди сохранившихся фресок столь немногочисленны военные сцены? Случайно ли отсутствие интереса к прославлению военных побед, к выражению гордости, вызванной покорением и унижением врага? Редкие сцены, изображающие воинов, дают возможность предположить во всяком случае, что военная тематика занимала довольно незначительное место в изображениях, украшавших интерьеры дворца.

На примере ряда воспроизводимых в этом альбоме фресок можно составить представление о некоторых характерных чертах минойской живописи. Человеческая фигура изображалась здесь всегда развернутой в одной плоскости, в профиль, что наглядно показывает, например, фреска «Парижанка». Критские художники не пытались передавать перспективу. Тело женщины они обозначали белой краской, мужчины - краской. К наиболее популярным изображениям относится упомянутая выше «Парижанка» а также «Танцовщица».

Rambler's Top100